Политика AML/CTF и KYC
Комплексная политика противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и процедуры идентификации клиентов
Содержание
Прогресс чтения
Общие положения
1.1. Настоящая Политика противодействия отмыванию денег (AML, Anti-Money Laundering), финансированию терроризма (CTF, Counter-Terrorism Financing) и политика «Знай своего клиента» (KYC, Know Your Customer) сервиса KenigSwap разработана для защиты бизнеса и клиентов от незаконной деятельности. Данная политика направлена на выполнение требований законодательства и международных стандартов по противодействию финансовым преступлениям.
1.2. Оператор персональных данных: Оператором, осуществляющим обработку персональных данных пользователей, является криптовалютный обменный сервис KenigSwap (далее – Оператор). Оператор соблюдает принцип конфиденциальности персональных данных и принимает необходимые меры для защиты информации, предоставляемой Пользователями.
1.3. Цель документа: Политики AML/CTF и KYC помогают идентифицировать клиентов, проверять их личность и финансовые данные, а также мониторить транзакции, которые могут быть связаны с противоправными действиями. Правильное применение этих политик обеспечивает прозрачность бизнеса, законность операций и минимизирует риски штрафов и потери репутации.
AML – это комплекс мер и процедур, предотвращающих легализацию преступных доходов (т.е. «отмывание денег») посредством финансовых операций. CTF – это меры, направленные на недопущение финансирования террористических организаций и террористической деятельности. KYC – это процедуры проверки личности клиента и сбора информации о нём с целью убедиться, что клиент является благонадежным и не связан с мошенничеством или иной незаконной деятельностью.
Определения противоправных действий
2.1. Отмывание денег – это придание законного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или имуществом, полученными преступным путём. В официальных документах РФ это называется «легализация доходов, полученных преступным путем».
2.2. Отмывание денег определяется законом посредством следующих действий:
• Конверсия или перевод имущества, полученного от преступной деятельности, при знании того, что оно имеет преступное происхождение, с целью скрыть или утаить незаконное происхождение средств.
• Приобретение, владение или использование имущества, полученного от преступной деятельности, при условии осведомленности на момент получения, что оно добыто преступным путём.
• Сокрытие или утаивание истинной природы, источника, местонахождения, движения или права собственности на имущество, полученное в результате преступления.
2.3. Финансирование терроризма – это предоставление финансовых средств или иной поддержки для совершения террористического акта, организация или оплата таких действий, а равно финансирование и поддержка поездок лиц с целью участия в террористической деятельности.
Выполнение требований законодательства
3.1. KenigSwap строго соблюдает все применимые международные и российские нормативные акты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, включая рекомендации ФАТФ и Федеральный закон РФ №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3.2. Международные и местные нормы обязывают нас внедрять эффективные внутренние процедуры и механизмы для предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма, торговли наркотиками и людьми, распространения оружия массового уничтожения, коррупции и других финансовых преступлений.
3.3. Политика AML/CTF сервиса KenigSwap охватывает следующие ключевые элементы:
• Внутренний контроль – наличие действенной системы внутренних правил и процедур.
• Специально назначенный сотрудник по соблюдению (комплаенс-офицер), ответственный за реализацию программы AML/CTF.
• Обучение персонала – регулярное повышение осведомленности сотрудников по вопросам AML/CTF.
• Процедуры проверки клиентов – идентификация, верификация и комплексная проверка (KYC/CDD).
• Мониторинг транзакций и риск-ориентированный подход – оценка рисков клиентов и операций, выявление и расследование подозрительных транзакций.
• Независимый аудит – периодическая проверка эффективности программы AML/CTF.
Система внутреннего контроля
4.1. Мы разработали структурированную систему внутреннего контроля для соблюдения всех применимых требований AML/CTF. Эта система предусматривает:
• Идентификацию личности клиентов и проверку достоверности предоставленных ими сведений при установлении деловых отношений.
• Особый порядок обслуживания политически значимых лиц (ПЗЛ / PEP) – применение усиленных мер проверки в отношении клиентов, которые занимают или занимали видные государственные должности, либо являются близкими родственниками таких лиц.
• Выявление и фиксацию необычных или подозрительных операций по счетам клиентов, а также процедуру направления отчётов о подозрительной деятельности (SAR) во уполномоченные органы.
• Ведение учетных записей и сохранение документации – все документы по клиентам и их операциям хранятся в надлежащем порядке и при необходимости могут быть быстро найдены для проверки или предоставления регуляторам.
4.2. Система внутреннего контроля включает в себя также процедуры регулярного мониторинга эффективности применяемых мер и их корректировки в соответствии с изменениями в законодательстве и появлением новых рисков.
Сотрудник по соблюдению требований (Комплаенс-офицер)
5.1. Для обеспечения эффективной реализации политики AML/CTF назначается специально уполномоченный комплаенс-офицер (сотрудник службы безопасности). Комплаенс-офицер отвечает за разработку и внедрение всех мер по ПОД/ФТ, а также за надзор за их исполнением.
5.2. Комплаенс-офицер выполняет следующие обязанности:
• Разработка и актуализация внутренних политик и процедур, регламентирующих сбор, проверку, подачу и хранение всех отчётов и записей, требуемых законодательством.
• Контроль процесса идентификации и верификации новых клиентов – сбор необходимых данных и документов, проверка предоставленной информации.
• Управление записью и хранением – внедрение системы учёта, гарантирующей надлежащее хранение всех документов, файлов, журналов и форм, связанных с выполнением требований AML/CTF.
• Анализ и расследование необычных операций или обстоятельств, которые могут быть связаны с отмыванием денег или финансированием терроризма.
• Сообщение о подозрительной деятельности – при наличии обоснованных подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма комплаенс-офицер подготавливает и подаёт Отчёт о подозрительной операции (ОПО, англ. SAR) в уполномоченный государственный орган.
• Регулярное информирование руководства – предоставление письменных отчётов совету директоров о состоянии соблюдения AML/CTF-требований и выявленных рисках.
Обучение и информирование персонала
6.1. Все сотрудники KenigSwap, так или иначе участвующие в проведении операций, проходят обязательное обучение по вопросам AML/CTF и KYC. Обучение проводится при найме нового сотрудника и далее на регулярной основе – не реже одного раза в год – в форме тренингов, семинаров и экзаменов на знание политики компании.
6.2. Это позволяет поддерживать высокий уровень осведомленности персонала обо всех актуальных угрозах и способах их выявления. В программу обучения включены реальные примеры мошеннических схем и методов их пресечения, изучаются изменения законодательства и лучшие международные практики.
6.3. В случае существенных изменений (например, принятия нового закона или появления новой схемы отмывания средств) сотрудники проходят внеочередное обучение или инструктаж. Также всем сотрудникам предоставляются внутренние методические материалы и руководства, которые регулярно обновляются отделом комплаенса.
6.4. Контроль знаний персонала осуществляется посредством периодического тестирования и оценки практических навыков применения AML-процедур.
Процедуры проверки клиентов (KYC и Due Diligence)
7.1. KenigSwap внедрил собственные процедуры проверки клиентов в соответствии со стандартами AML/CTF и принципом «Знай своего клиента». Прежде чем вступить с клиентом в деловые отношения, компания проводит процедуру надлежащей проверки – Customer Due Diligence (CDD).
7.2. Основные элементы процессов идентификации и верификации клиентов включают:
• Сбор идентификационных данных клиента. На этапе регистрации пользователь обязан предоставить достоверную персональную информацию: полное имя, дату рождения, гражданство, адрес проживания, контактные данные и пр.
• Верификация личности и документов. Предоставленные клиентом сведения проверяются на подлинность. KenigSwap использует современные инструменты и базы данных для проверки документов и личности.
• Установление источника средств. В рамках политики KYC компания вправе запросить у клиента информацию и подтверждающие документы о происхождении денежных средств или криптоактивов.
• Оценка рискового профиля клиента. На основании собранных данных KenigSwap присваивает каждому новому клиенту определённый уровень риска – низкий, средний или высокий.
• Усиленная проверка (EDD) для повышенных рисков. Если клиент отнесён к категории высокого риска, либо является юридическим лицом со сложной структурой собственности, либо подпадает под статус PEP – к нему применяются расширенные процедуры проверки.
Мониторинг транзакций и риск-ориентированный подход
8.1. KenigSwap осуществляет непрерывный мониторинг операций клиентов, применяя при этом риск-ориентированный подход в соответствии с международными стандартами. Это означает, что интенсивность и фокус контроля устанавливаются пропорционально уровню риска, который представляет конкретный клиент или транзакция.
8.2. Основные положения мониторинга следующие:
• Автоматизированный анализ транзакций. В сервисе внедрена специализированная система мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает все операции обмена.
• Сопоставление операций с профилем клиента. Каждая сделка оценивается на предмет соответствия известной информации о клиенте – его обычной деятельности, заявленным источникам средств, уровням доходов и т.д.
• Критерии подозрительных операций. Определение того, считать ли операцию подозрительной, во многом основывается на профессиональном суждении, опирающемся на знание клиента (результаты KYC), его финансовое поведение и информацию о контрагентах.
• Решение о сообщении (SAR). Все отмеченные системой нестандартные операции проверяются комплаенс-офицером. Он проводит разбор: связывается с клиентом за пояснениями при необходимости, анализирует дополнительную информацию о транзакции.
• Пересмотр рискового профиля. После анализа подозрительной активности профиль риска клиента может быть пересмотрен.
Отчётность и хранение данных
9.1. KenigSwap соблюдает все требования по финансовой отчётности и хранению информации, связанные с программой AML/CTF. При возникновении подозрений мы направляем уведомления о подозрительных операциях (SAR) в уполномоченные органы, такие как Росфинмониторинг.
9.2. Все сведения, собранные в ходе KYC и мониторинга, хранятся компанией в течение как минимум 5 лет после завершения отношений с клиентом или проведения отдельной транзакции. В частности, оригиналы или копии документов, на основании которых проводилась идентификация личности клиента, а также документация, послужившая основанием для установления деловых отношений, хранятся не менее пяти лет с момента прекращения отношений.
9.3. Для защиты конфиденциальности эти архивы хранятся в безопасном электронном виде с ограниченным кругом ответственных лиц, имеющих к ним доступ. По прошествии установленного срока информация может быть уничтожена, однако по внутреннему усмотрению компания может продлить период хранения, если это необходимо для расследования или судебного разбирательства.
9.4. Все сотрудники KenigSwap обязаны немедленно информировать комплаенс-офицера, если они обнаружили какую-либо нетипичную операцию клиента, которая не вписывается в его известный профиль или законную деятельность.
Внутренний аудит AML/CTF
10.1. Для проверки эффективности и актуальности реализованных мер ПОД/ФТ в KenigSwap предусмотрен регулярный внутренний аудит программы AML/CTF. По поручению руководства комплаенс-офицер организует проведение аудиторской проверки не реже одного раза в год.
10.2. Аудит может выполняться как внутренними ревизорами компании, не вовлечёнными в ежедневные комплаенс-процедуры, так и независимыми экспертами или специализированными организациями. Цель аудита – оценить, насколько полно и точно соблюдаются установленные политики AML/CTF, выявить возможные пробелы или уязвимости в системе внутреннего контроля и мониторинга.
10.3. По результатам аудита составляется отчёт с описанием обнаруженных недостатков и рекомендациями по их устранению. Руководство KenigSwap рассматривает отчёт и обеспечивает реализацию корректирующих мер в разумные сроки.
10.4. Кроме ежегодных плановых проверок, внеочередной аудит программы AML может проводиться при существенных изменениях в регулировании или внутренней структуре компании, либо в случае инцидента, выявившего слабое место в действующих процедурах.
Контактная информация
11.1. По всем вопросам, связанным с политикой AML/CTF и KYC, пользователи могут обращаться к Оператору:
• Email: compliance@kenigswap.com
• Форма обратной связи на сайте
• Почтовый адрес: будет указан дополнительно
11.2. Оператор обязуется рассмотреть все обращения в течение 30 дней с момента их получения и предоставить мотивированный ответ.
11.3. В случае несогласия с действиями Оператора в отношении применения мер AML/CTF, Пользователь вправе обратиться в уполномоченный орган по финансовому мониторингу или в суд.